13 июля ежегодно отмечается Международный день головоломки (International Puzzle Day). Международный день головоломки отмечается в день рождения венгерского изобретателя, скульптора и профессора архитектуры Эрно Рубика. Он получил всемирную известность благодаря своим объёмным головоломкам и игрушкам. К числу этих головоломок относится кубик Рубика.
История головоломок
В переводе, слово «головоломка» означает ломать голову, то есть для выполнения поставленных заданий, необходимо подумать, включить логику и сообразительность.
Игры-головоломки появились чуть больше трёх тысяч лет назад в древнем Египте. Со времен изобретения первых головоломок на земле создали более 60 000 различных логических игрушек для детей и взрослых.
Одной из самых древних головоломок считается танграм (на китайском звучит как «Ши-Чао-Тю»). Эта древняя головоломка-конструктор была изобретена в Китае, суть которой сводится к тому, чтобы из 7 танов (плоские геометрические фигуры) образующих квадрат, сложить иную, более масштабную фигуру. Суть такой игры – собирать по принципу мозаики различные фигуры (всего насчитывалось более 7000 комбинаций). Танграм способствовал развитию воображения, образного мышления, комбинаторики. Танграм породил целое направление геометрических головоломок.
По сути, многие древние задачи представляли собой головоломки, которые использовались в обучении. Решение каких-то из них влекло за собой дальнейшие успехи математики, что, в свою очередь, способствовало разнообразию самих головоломок, так как расширяло их тематическую содержательность. Древнегреческий математик Диофант почти через две тысячи лет после появления папируса Хинда предложил такую задачу: «Найти три числа, которые при попарном сложении дают в сумме двадцать, тридцать и сорок». Как Вы думаете, какие это числа?
Ответ: Числа 5, 15 и 25.
Что поспособствовало расцвету головоломок?
• Завершение эпохи религиозного обскурантизма, в результате чего прекратилось постоянное преследование математики и приравнивание ученых-математиков к чернокнижникам.
• Возрастание образованности общества, что повлекло увеличение интереса к разноплановым ребусам.
• Еще на европейские земли были ввезены шахматы, подтолкнувшие людей к созданию свежих игр.
Уроженцы Италии – Фибоначчи (13 век) и Тарталья (14 век) добавили головоломки к личным научным работам. Первый отметился задачей о домашних кроликах. Кто-то купил пару ушастых зверьков и оставил их в закрытом загоне. Сколько удастся насчитать кроликов в конце года, если ежемесячно пара рождает новую парочку приплода, способную размножаться уже на следующий месяц? Второй смог отыскать метод вычисления корней кубических примеров. Он сочинил задачу о 17-ти лошадях. Согласно завещанию умершего лидера семьи, в хозяйстве есть семнадцать скакунов, которых необходимо разделить между потомками в соотношении 1/2, третья и девятая. Как исполнить волю отца?
Виды головоломок
Существует множество различных головоломок и их видов. Разумеется, обо всех них рассказать невозможно, поэтому стоит затронуть только самые популярные.
Механические головоломки
Механические головоломки — это головоломки в виде каких-либо устройств. Например, Кубик Рубика, Змейка Рубика и др. Они пользуются популярностью за счет доступности для населения.
Кубик Рубика
Кубик Рубика (разговорный вариант «Кубик-Рубик»; первоначально был известен как «Магический кубик») — механическая головоломка, изобретенная в 1974 году (и запатентованная в 1975) венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрне Рубиком.
Кроссворд
Кроссворд (англ. crossword — пересечение слов) или крестословица — самая распространенная в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.
Предлагаем вам космический кроссворд из книги (Большая книга лучших игр и головоломок / А. А. Прудник, И. Г. Барановская, Л. Д. Вайткене. — Москва : АСТ, 2020. — 191 с.) и на тему шахмат.
Шарада
Шарада (фр. charade — загадка) — разновидность загадки.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, дается описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.
Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах. При этом задуманное слово распадается на «шарадные слоги».
Отгадайте следующие шарады:
- Две ноты, третий слог — союз, а в целом я игрой зовусь.
2. К четырем десяткам
Прибавив первую букву алфавита,
Получите птицу,
Летающую деловито.
3. Из рыбы я вкусное блюдо.
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
4. Первое нота,
Второе – тоже,
А целое на боб похоже.
5. Три буквы облаками реют,
Две на лице видны мужском,
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.
Пятнашки
Пятнашки — популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чепмэном. Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесенными числами, заключенных в квадратную коробку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15 элементов (и в три раза больше для набора в 8 элементов), соответственно в коробке остается незаполненным одно квадратное поле.
Цель игры — перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений.
Судоку
Судоку — это головоломка-пазл с числами, ставшая в последнее время очень популярной. В переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно». Иногда судоку называют «магическим квадратом», что в общем-то не верно, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку — популярный вид досуга.
Ознакомиться с простыми судоку можно на сайте: https://sudoku.com/ru/legkij/
Ребусы
Что такое ребус?
Ребус – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором. Попробуй разгадать зашифрованные слова и названия произведений.