Диалоги тет-а-тет: рекомендации по взаимодействию библиотекаря с читателем-подростком

      Комментарии к записи Диалоги тет-а-тет: рекомендации по взаимодействию библиотекаря с читателем-подростком отключены

Васильева Ксения Александровна, заведующий сектором Детского библиотечно-информационного центра имени академика С.П. Королёва.

*ответственный за проведение дня специалиста

Уважаемые коллеги! От лица Детского библиотечно-информационного центра имени академика С.П. Королёва поздравляем Вас с нашим профессиональным праздником – Общероссийским днём библиотек! Желаем Вам творческих успехов, здоровья, душевной радости, благодарных читателей и вдохновения для новых свершений как личных, так и профессиональных!

В прошлом году на базе нашего блога был проведён день специалиста «Библиотека онлайн: лайфхаки». Ознакомиться с его материалами можно в рубрике нашего блога «Повышение квалификации»: http://koroleva.blogs.donlib.ru/category/povyshenie-kvalifikacii

Это был наш первый опыт проведения виртуального мероприятия по повышению квалификации. К счастью, первый блин вышел не комом. Высококлассные, креативные специалисты библиотечного дела откликнулись и поделились своим опытом проектной работы, проведения культурно-досуговых онлайн мероприятий и ведения социальных сетей. После проведения мероприятия мы получили положительные отзывы и неоднократные просьбы о проведении семинара, посвящённого работе библиотекаря с подростками. Мы учли все предложения от наших коллег, и в этом году решили провести день специалиста, поднимающий вопрос «Что же можно использовать в работе с подростками в современной библиотеке?». Надеемся, что библиокопилка, собранная с помощью наших коллег, будет полезна при реализации одной из основной миссии библиотекаря – приобщения подростков к чтению, воспитания любви к книге и печатному слову.

А теперь представляем первый доклад «Диалоги тет-а-тет: рекомендации по взаимодействию библиотекаря с читателем-подростком», который был подготовлен совместно с психологом-консультантом. Считаем, что большинство библиотекарей только убедятся, что правильно взаимодействуют с читателем и соблюдают основные рекомендации, разработанные библиотечным профессиональным сообществом в помощь работникам обслуживания. Но стоит в очередной раз убедиться и напомнить себе о том, как же создать позитивную атмосферу при индивидуальной и рекомендательной беседе с читателем-подростком.

Елина Маргарита Михайловна, заведующий Детского библиотечно-информационного центра имени академика С.П. Королёва.

Фандей Юлия Владимировна, психолог-консультант, член и аккредитованный консультант Профессиональной психотерапевтической лиги, член Восточно-европейского психосоматического общества.

Библиотечное общение согласно [1] трактуется как взаимодействие людей (библиотекарей, читателей, пользователей, социальных партнеров и др.), обусловленное удовлетворением их потребностей в решении проблем жизнедеятельности посредством библиотечных ресурсов в процессе библиотечно-информационного обслуживания, межличностных контактов, в общении как деятельности.

Качество общения входит составной частью в качество библиотечного обслуживания [2]. И от готовности ответить на вопрос читателя-подростка, от желания помочь, вежливости и предупредительности к пользователям зависит качество обслуживания.

Можно дать две основные рекомендации:

1. Работа с подростком почти ничем не отличается от работы с любым другим читателем.

Необходимо вежливо и ненавязчиво, с улыбкой взаимодействовать с читателем, не давить на подростка. После того, как вы задали вопрос о его предпочтениях, необходимо выдержать довольно продолжительную паузу, не стараться сразу рекомендовать литературу.  Дайте время юному читателю на обдумывание. Только основываясь на сказанном, предложите подходящую литературу или окажите помощь в поиске книг или других источников информации (примечание библиотекаря: ориентирующая, вспомогательно-техническая консультация).

Если подросток затрудняется с выбором, то его можно сориентировать по направлениям литературы, имеющейся в вашем фонде, по жанрам (детективы, мистика, фантастика и фэнтези и др.), по сериям, по тематике (например, истории из жизни знаменитых и вдохновляющих личностей – примечание библиотекаря: книжная серия «Уроки из жизни» изд-ва «Альпина Паблишер», книги о проблемах современных подростков – книги «Лауреаты Международного конкурса им. С. Михалкова»).

Завязать диалог с подростком можно, задав простой вопрос «Какая последняя прочитанная книга понравилась вам больше всего?», «Что ты любишь больше — читать или слушать книгу?», «Какой твой любимый жанр?». Также обращайте внимание на, казалось бы, незначительные детали. Например, при обслуживании читателя-подростка библиотекарь заметил значок на рюкзаке с изображением героя аниме и предложил комиксы-манга «Тёмное метро», «Гримм-манга: Сказки братьев Гримм в новой обработке», «Повелитель стихий», юный читатель был удивлен и очень рад, что в фонде есть такие книги.

Главная рекомендация библиотекарю, работающему как с детьми, так и с подростками, – это самостоятельное ознакомление с фондом вашей библиотеки. Читайте современную подростковую литературу. В условиях ограниченности такого ресурса, как время, это проблематично. Тогда на помощь библиотекарю приходят современные технологии и интернет-ресурсы:

— читайте много отзывов в Интернете: например, в LiveLib, социальной сети читателей книг, KidReader, Библиогид, в Лабиринте, группах в соц. сетях книжных издательств, например «Аквилегия-М»: https://vk.com/akvil_izdat, «Самокат» https://vk.com/samokatbook, «ЭНАС-Книга» https://vk.com/enas.kniga, «Эксмо»  https://vk.com/eksmo, «Детская литература» https://vk.com/izddetlit и др.

— смотрите видеоролики букблогеров, например, канал Дмитрия Гасина: https://www.youtube.com/user/gasindm, Mara book (или Тамара Дмитриевна) https://www.youtube.com/channel/UCGYlW4IM5JnFjLCeykZttnA/featured, Катерина Фрок: https://vk.com/katerinafrok и т.д.

— не стесняйтесь спрашивать мнение о прочитанной книге у читателей, в том числе посредством анкетирования. Можно создать небольшую Google или Яндекс форму, где пользователи смогут рассказать о понравившихся книгах, создать тему в «Обсуждениях» на странице вашей группы в социальной сети ВКонтакте или приобрести тетрадь (блокнот) для отзывов и рекомендаций, который можно оставить на кафедре выдачи документов для самостоятельного заполнения пользователями. Вообще обратную связь сейчас очень важно развивать не только в offline формате, но и в виртуальном режиме, используя социальные сети, сайты библиотек и иные интернет-представительства, например, Telegram каналы, группы в мессенджере WhatsApp. Учёт оценок, пожеланий, мнений, создание дополнительных каналов общения с читателями – всё это важная составляющая диалога с читателем-подростком.

2. Также необходимо быть в курсе событий, знать актуальные проблемы подростков, тренды и тенденции современной подростковой литературы и среды.

Общение с подростками для взрослого человека осложняется различными коммуникативными трудностями, «барьерами». Чтобы говорить с подростком на «одном языке», изучайте язык и среду подростка. Допускается включать в речь слова и обороты, принятые в подростковой среде (если вы услышали какое-то незнакомое слово, то можно уточнить значение у самого подростка или погуглить 🙂 Но не переусердствуйте с использованием непривычных и несвойственных слов и оборотов, так как и чрезмерный энтузиазм не есть хорошо.

Какие же проблемы волнуют современных подростков?

В 2021 году Детским библиотечно-информационным центром имени академика С.П. Королёва был реализован проект «Поколение Z: проблемы и решения». В теории поколений, разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом и получившей широкое распространение во многих странах мира, выделяют «Поколение центениалов» или «Поколение Z» — это люди, рожденные после 2000 года. Библиотеки непосредственно взаимодействуют с представителями поколения Z и пытаются «подстроиться» под их интересы. В связи с этим в рамках проекта было проведено исследование потребностей современной молодёжи и детей, а также выявление возможностей библиотек как социокультурных пространств удовлетворять потребности такой молодежи. Анонимный соц.опрос состоял из 3 блоков вопросов: 1) проблемы молодёжи; 2) как представители Поколения Z видят решения этих проблем; 3) как библиотека как социокультурный центр может помочь в их решении и что нужно изменить библиотекам, чтобы стать «идеальной библиотекой будущего».

Обозначим кратко самое основное из результатов опроса, в котором приняли участие дети от 9 до 17 лет:

1. Респонденты выделили следующие проблемы, которые, по их мнению, возникают у современной молодёжи:

— проблемы с учебой;

— проблемы межличностного общения: «недопонимание со стороны окружающих (как и со стороны взрослых, так и со стороны детей)», «конфликты с одноклассниками и учителями»;

— депрессия, одиночество, проблемы, связанные с отношением к себе, с проведением досуга;

— игромания, алкозависимость, курение, АУЕ* сообщество (возвышение ценностей преступников, *сообщество признано экстремистской организацией, запрещена деятельность на территории страны).

2. Основными проблемами опрошенных являются:

— проблемы с учебой – 40,4% ;

— межличностные проблемы – 15%;

— недостаток карманных денег – 14%;

— другое – нет свободного времени, безответная любовь, проблема с выбором профессии, проблемы со здоровьем, нет проблем.

Рис. 1. Основные проблемы опрошенных

3. Как опрошенные описывают поколение Z:

Разбираются в новых технологиях, часто сталкиваются с многозадачностью, большим потоком информации, зависимы от технологий и интернета, толерантные, не бояться меняться, любят самовыражаться, сильно подвержены стрессу.

4. Что популярно среди молодежи и какие тренды  в Интернете существуют:

— мемы;

— TikTok;

— флешмобы, челленджи;

— блогинг.

5. В основном современная молодежь стремится к получению хорошего образования, построению карьеры и саморазвитию.

Рис. 2. Стремления представителей поколения Z

Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные темы требуют переосмысления и освещения среди читателей-подростков: вы можете организовывать встречи по интересам, с приглашением специалиста для тематической дискуссии/тренинга, можете создавать электронные презентации, познавательные видеоролики по актуальным темам для молодёжи, а также организовывать выставки и выпускать информационные буклеты и списки литературы для подростков, посвящённые злободневным вопросам и проблемам подростков. Кроме того, можно повышать компетенции молодых людей посредством проведения мероприятий, затрагивающих актуальные и волнующие темы и проблемы современных детей и молодёжи: тайм-менеджмент, общение в реальности и виртуальном мире, интернет-зависимость, травля и кибербуллинг, душевное и физическое здоровье (советуем привлекать к проведению мероприятий специалистов — врачей, психологов), информационный шум, финансовая, правовая и информационная грамотность, помощь в подготовке к экзаменам, профориентация, в том числе обзор перспективных профессий XXI века.


Список использованных источников

1. Езова, С.А. Библиотечное общение: возможные пути моделирования / С.А. Езова // Научные и технические библиотеки. – 2009. – № 5. – С. 67-74.

2. Линден, И. Л. Первый инструмент оценки качества библиотечного обслуживания — SERVQUAL / LIBQUAL // Научные и технические библиотеки. — 2008. – № 4. – С. 45 — 54.