Что новенького? Обзор статей из профессиональных журналов для руководителей чтением

      Комментарии к записи Что новенького? Обзор статей из профессиональных журналов для руководителей чтением отключены

Елина Маргарита Михайловна, заведующий Детского библиотечно-информационного центра имени академика С.П. Королёва.

Васильева Ксения Александровна, заведующий сектором Детского библиотечно-информационного центра имени академика С.П. Королёва.

*ответственный за проведение дня специалиста

Уважаемые коллеги! От лица Детского библиотечно-информационного центра имени академика С. П. Королёва поздравляем Вас с наступающим профессиональным праздником – Общероссийским днём библиотек! Желаем Вам творческих успехов, здоровья, душевной радости, благодарных читателей и вдохновения для новых свершений как личных, так и профессиональных!

Дни специалиста успешно проходят на базе нашего блога уже третий год: работа с подростками и в онлайн-пространстве — темы прошлых лет. В этом году мы решили сделать виртуальный день специалиста на не менее актуальную тему к Году педагога и наставника — «Библиотекарь и педагог: стратегии развития социального партнёрства и руководства детским чтением». Ведь библиотека и образовательные учреждения неразрывно связаны. И учащиеся, и педагогический коллектив используют ресурсы общедоступных и школьных библиотек, библиотекари и педагоги выступают, как единомышленники и помощники.

Организовывая совместные культурно-досуговые и просветительские мероприятия, реализуя социальные и творческие проекты, содействуя организации активной и полезной внеурочной деятельности, библиотекари и педагоги выполняют важную миссию — формируют информационную культуру учащихся, популяризируют книги и чтение.

Так много хочется рассказать, ведь совместные усилия «культуры» и «образования» несомненно приносят ощутимые результаты. И сегодня весь день мы будем публиковать материалы в помощь педагогу и библиотекарю, которые будут всегда доступны в разделе «Повышение квалификации»: вас ждут обзор онлайн-сервисов — помощников для педагога и библиотекаря, презентация библиотечных конкурсов и акций, профориентационный проект, обзор книг о лучших учителях, современные формы продвижения чтения из практики коллег и многое другое!

А пока сперва наше «методическое» путешествие совершим по страницам профессиональных журналов и отметим, что новенького, полезного и нестандартного подготовили авторы статей — библиотекари и педагоги.

БИБЛИОТЕКАРЯМ

КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

клубная деятельность
школьная библиотека - №3 - 2023

Пастухова, Н. Е. Клуб «Читающая мама – читающий город» как центр возрождения материнского и семейного чтения / Н. Е. Пастухова // Школьная библиотека. – 2023. – № 3. – С. 22-29.

Мы вместе с мамой читали книжки,

Сестре и папе, бабушке, братишке.

Из книг узнали о добре, ненастье.

Из книг узнали о семейном счастье.

Библиотекарям и педагогам на заметку.

Работа допоздна. Проверка «домашки». Готовка. Уборка. А остаётся ли у родителей время на то, чтобы читать и, что главное, привлекать самого ребёнка к чтению? А может, мама или папа сами не хотят читать?

Надежда Евгеньевна Пастухова, педагог-библиотекарь ШИБЦ МБОУ «СОШ № 21», г. Сарапул, Удмуртская Республика, поделилась опытом организации клуба «Читающая мама – читающий город», созданного в целях возрождения традиций материнского чтения через систему читательского всеобуча, повышения компетентности родителей в вопросах детского чтения.

Очень интересен формат выходов мам в классы с громким чтением произведений. В рамках таких выходов были представлены электронные презентации и книги, проводились викторины.

Также в статье для ознакомления представлен сценарий заседания, в рамках которого прошло знакомство с биографией В.А. Сухомлинского и его педагогическими советами, практикум и мастер-класс по работе с книгой и текстом.

РАБОТА С ЛИЦАМИ С ОВЗ

Среда, свободная от рамок ОВЗ
Современная библиотека - №3 - 2023

Святченко, Е. В. Среда, свободная от рамок  / Е. В. Святченко // Современная библиотека. – 2023. – № 3. – С. 60-61.

Святченко Елена Владимировна, ведущий библиограф Центральной детской библиотеки (модельной) ЦБС Ракитянского района Белгородской области, в своей статье описывает идею создания специализированного пространства, среды для ОВЗ, которая была реализована в рамках проекта «Кубик Рубика». Данный проект выиграл грант на закупку технических средств и оборудования для библиотерапевтической комнаты. В чём же состояло взаимодействие педагогов и библиотекарей? Для реализации проекта были привлечены педагоги, психологи, логопеды, учителя рисования, проводившие занятия, которые поспособствовали социализации ребят с ОВЗ. В статье указаны темы и специфика занятий.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ

нескучная классика
Современная библиотека - №3 - 2023

Смольникова, Ю. В. Переосмысляя классику / Ю. В. Смольникова // Современная библиотека. – 2023. – № 3. – С. 62-63.

Библиотека-филиал № 22 «SMART-библиотека» Централизованной библиотечной системы г. Якутска Республики Саха (Якутия) организовал три бала – отдельно для русской, якутской и зарубежной классической литературы. Театрализованные представления, переодевания в литературных персонажей, мастер-классы, лекции от учёных-филологов – всё это позволило взглянуть на классику с новой, неожиданной стороны. Также был проведён конкурс книжных героев с дефиле, оценивали проход и костюмы жюри, в состав которого входили библиотекари, филологи, журналисты, общественные деятели.

как увлечь подростка
Современная библиотека - №2 - 2023

Кундиус, В. Н. Как увлечь подростка? / В. Н. Кундиус // Современная библиотека. – 2023. – № 2. – С. 59-61.

Одним из действенных источников для привлечения подростков в досуговую и познавательную деятельности, по мнению автора, могут стать медиатехнологии. Именно они и легли в основу идеи проекта «Медиастудия  “Сотворение”». Мастер-классы, лекции, занятия по видеоблогингу и презентации роликов – всё это было способствовало продвижению книги, чтения и новых знаний.

Фотолетопись «Не постареют лица молодые», созданная участниками проекта медиастудия «Сотворение»:  https://www.youtube.com/watch?v=uiTTRHRoPJ8

Фото из группы ВКонтакте: https://vk.com/cdb_bryansk

парковая библиотека

современная библиотека - №1. - 2023

Козлитина, И. Ю. Парковые активности, или что можно сделать под открытым небом / И. Ю. Козлитина // Современная библиотека. – 2023. – № 1. – С. 86-89.

Грядёт пора мероприятий, которые проводятся «на свежем воздухе». Ирина Юрьевна Козлитина, заведующая информационно-методическим отделом Центральной детской библиотеки им. М. Горького г. Брянска, в статье рассказывает о Парковой библиотеке и Библиотеке выходного дня и активностях, которые предлагаются в летний сезон.

Кстати, в целях продвижения книгочтения, детских библиотек и привлечения новых читателей с 6 по 30 июня 2023 года пройдёт Межрегиональная акция «С книжкой на скамейке». Подробнее об условиях акции читайте здесь: https://vk.com/sknizhkoynaskameike

ТЕСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

радовать, вдохновлять, окрылять
современная библиотека - №3. - 2023

Харахонова, К. А. Радовать, вдохновлять, окрылять! / К. А. Харахонова, О. Е. Григорьева // Современная библиотека. – 2023. – № 3. – С. 77-79.

На протяжении многих лет детские библиотеки Красноярска и учреждения дополнительного образования – детские школы искусств, художественные и музыкальные школы – выстраивают эффективную систему взаимодействия. О том, как организовано творческое взаимодействие учреждений, читайте в статье.

Борисова, Р. Б. Расширяя социальное партнёрство / Р. Б. Борисова // Современная библиотека. – 2023. – № 2. – С. 77-79.

Р. Б. Борисова, заведующая городской библиотекой № 1 г. Кольчугино Владимирской области, в своей статье рассказывает о том, как видеоролик стал двигателем развития и расширения социального партнёрства, как сотрудничают с Центром внешкольной работы, Центром развития ребёнка «Радость» и как работа с писателями помогла развить соц. сети библиотеки.

ПРОЕКТЫ К 160-ЛЕТИЮ В.И. ВЕРНАДСКОГО

Бычкова, Е. Ф. Год педагога и наставника: проекты, посвящённые 160-летию В.И. Вернадского / Е. Ф. Бычкова, М. А. Климова // Школьная библиотека. – 2023. – № 4. – С. 12-16.

В данной статье представлены проекты, приуроченные к 160-летию В. И. Вернадского, целью которых является привлечение внимания профессионального библиотечного сообщества, а через него – читателей библиотек (и прежде всего молодежи) к личности В.И. Вернадского, к истории российской науки, ведь научная деятельность Вернадского открывает широкий простор при выборе тематики проектов:

  • Проект 1. Онлайн-фестиваль, посвященный 160-летию со дня рождения В.И. Вернадского: https://ecology.gpntb.ru/
  • Проект 2. Научное наследие В.И. Вернадского: возможности открытого доступа: http://www.vernadsky-heritage.ru
  • Проект 3. «Научный круг В.И. Вернадского».

Три кита: журнал: информационное пособие : вып. 2 / МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС ЦГДБ имени В.И. Ленина; отв. за вып. А.В. Батыгян; сост.: В.В. Тарасова, Н.А. Белоусова; верстка В.В. Тарасова. —Ростов-на-Дону, 2023. —22с. —Текст: непосредственный

Представляем вам журнал «Три кита». В нем отражен опыт работы наших коллег из МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС. Здесь вы можете ознакомиться с полезными материалами для проведения мастер-классов: рассказывается об аппликации, оригами, создании тактильных игрушек и др. Музыкально-нотный отдел ЦГБ имени М. Горького представляет в журнале ребусы, посвященные балету, и предлагает вместе исполнить песню «Крылатые качели». А юная поэтесса из числа сотрудников детской библиотеки имени П.Г. Аматуни порадует стихотворением собственного сочинения. 

ПЕДАГОГАМ

Савельева, Е. А. Проектирование дидактических игр «Лото» как средства обучения детей младшего школьного возраста / Е. А. Савельева, В. М. Янгирова // Образовательные технологии. – 2023. – № 1. – С. 56-62.

В статье рассматривается роль дидактических игр «Лото» в обучении детей младшего школьного возраста средствами электронной игры лото «Живопись Адии Ситдиковой: башкирские мотивы, рождённые кистью» и широкие возможности влияния дидактических игр «Лото» на формирование целостной картины мира школьника в системе координат «человек — общество — природа».

Серия развивающих игр лото «Портрет Башкортостана» получила положительное экспертное заключение АНО «Институт научно-общественной экспертизы» и удостоена знака качества «Лучшее — детям» по итогам Всероссийского конкурса социальных инноваций и качества услуг «Всё лучшее — детям!» Общественной палаты Российской Федерации, удостоена диплома II степени международного конкурса «Качество Инноваций» (Quality Innovation Award) в номинации «Инновации в образовании».

Чумакина, Л. И. Читательский дневник как средство формирования одной из семейных традиций / Л. И. Чумакина // Исследовательская работа школьников. – 2022. – № 4. – С. 22-24.

Наверняка, библиотекари слышат от школьников и их родителей: «А это нам книгу для оформления читательского дневника!».

О том, как ведётся работа по ведению читательского дневника, который становится замечательной возможностью организации не только семейного чтения, но и общей семейной работы над содержанием произведения, читайте в статье Л. И. Чумакиной, учителя начальных классов высшей категории, МБОУ «Гимназия № 1», г. Ноябрьск.

Иванова, Е. Б. Приёмы по формированию навыков осознанного чтения / Е. Б. Иванова // Исследовательская работа школьников. – 2022. – № 4. – С. 34-37.

Осознанность чтения — это один из главнейших читательских навыков. В данной статье вы найдёте апробированные приёмы по увеличению объёма восприятия смысловых единиц, упражнения, направленные на формирование правильности и осознанности чтения.

Лапина, О. В.  Обучение финансовой грамотности на уроках литературы / О. В. Лапина // Исследовательская работа школьников. – 2022. – № 4. – С. 66-70.

В данной статье представлен один урок из курса «Литература. 6-й класс», демонстрирующий формирование навыка финансовой грамотности на уроках литературы.

Кстати, советуем всем сообщество ВКонтакте «Финансовое просвещение»: https://vk.com/finprosv
Эта страница создана при поддержке Банка России для обмена опытом и знаниями. Педагоги, методисты и волонтеры делятся здесь лучшими практиками повышения финансовой грамотности. Вы можете заимствовать идеи коллег — развивающие игры, интерактивные уроки, конкурсы и интенсивы — и применять их в своей работе.

Курлыгина, О. Е. Электронные образовательные ресурсы при обучении русскому языку: анализ платформ / О. Е. Курлыгина, Т. В. Воеводина // Начальная школа. – 2023. № 4. – С. 40-49.

В настоящее время современных электронных инструментов, которые можно применять при обучении русскому языку, появилось большое количество, поэтому перед учителями встала проблема выбора: какой сервис наиболее удобен в применении? Авторы статьи представляют платформы, которые можно использовать в работе: StoryJumper, LearningApps, Quizizz, Learnis.

Подробнее о других платформах и сервисах в помощь педагогу и библиотекарю смотрите здесь: http://koroleva.blogs.donlib.ru/povyshenie-kvalifikacii/onlajn-servisy-dlja-provedenija-virtualnyh-meroprijatij-i-oformlenija-reklamno-izdatelskoj-produkcii.html

Койчуева, З. А. Современные педагогические технологии в обучении учащихся средней общеобразовательной школы / З. А. Койчуева // Педагогические технологии. – 2023. – № 1. – С. 69-75.

В данной статье описаны технологии, по которым успешно работают учителя среднего звена: технология проблемного обучения, игровые технологии, групповые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии формирования творческой личности.