РАУНД I. ОРФОЭПИЯ
Орфоэпия – система правил, определяющих правильное литературное произношение.
Вопрос 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) откУпорил
2) тортОв
3) довЕрху
4) кранЫ
5) послалА
Вопрос 2. На какую гласную падает ударение в слове «балованный»?
1) А
2) О
3) Верны оба варианта
Вопрос 3. Укажите, в каком ряду ударение во всех словах падает на первый слог.
1) отдав, плодоносить, понял
2) свёкла, тотчас, черпать
3) сверлит, портфель, клала
Вопрос 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выберите слово.
- вЕрба
- гнАлась
- зАнял
- досУг
- кровоточИть
- слИвовый
РАУНД II. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Лексика – совокупность всех слов в языке, его словарный состав. Лексика сама по себе ничего не изучает, а вот изучением лексики занимается лексикология.
Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности. Лексика объединяет слова именно по значению, так же она и структурируется: образуются группы слов, сформированные по определенным характеристикам, — к примеру, антонимы. Формальные признаки слов тоже учитываются: так объединяются омонимы и паронимы.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.
Вопрос 1. Укажите синоним фразеологизма «строить воздушные замки».
1) ворон считать
2) лясы точить
3) витать в облаках
Вопрос 2. Укажите, в каком предложении допущена ошибка, связанная с речевой избыточностью (плеоназм)?
- Книге предназначено быть спутником человека.
- Хронометраж времени был просчитан до секунды.
- Зимой деревья дышат в 200-400 раз слабее, чем летом.
- В сочно-зелёной листве деревьев мирно пели птицы.
Вопрос 3. Укажите, в каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением паронимов.
Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
- В речи прозвучали обидные для нас слова.
- Рыбий жир полезен всем: и взрослым, и детям.
- Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
- Иван – работник исполнительный, он заслуживает похвалы.
Вопрос 4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите это слово.
1) В праздничном концерте приняли участие ДИПЛОМАНТЫ музыкального конкурса.
2) Ваше письмо так и не нашло своего АДРЕСАНТА.
3) В вестибюле гостиницы нас ожидали КОМАНДИРОВАННЫЕ.
4) Внимательно прочитайте документ и поставьте здесь свою ПОДПИСЬ.
5) Туристы вышли к берегу ЛЕСНОГО озера.
РАУНД III. ОРФОГРАФИЯ
Вопрос 1. В каком ряду во всех словах пишется НН на месте пропуска?
- Броше..ый, мудрё..ый, заклее..ый
- Решё..ый, гранё..ый, перекова..ый
- Заката..ый, полукопчё..ый, указа..ый
- Корчёва..ый, прерва..ый. сотка..ый
Ответ: 4)
Вопрос 2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется две буквы Л?
1) бал..он, приви..егия
2) ал..юминий, артил..ерия
3) кристал..ик, брил..иант
4) ал..ея, кавал..ерия
Ответ: 3)
Правильные ответы: баллон, привилегия, алюминий, артиллерия, аллея, кавалерия.
Вопрос 3. Выберите правильный вариант написания слова.
— безынициативный
— безынециативный
— безинициативный
Вопрос 4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО.
1) Здесь (НЕ)КОГДА, могучий и прекрасный, шумел и зеленел волшебный лес.
2) (НЕ)ДРУГ поддакивает, а друг спорит.
3) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего (НЕ)УГАСЛО в человечестве.
Вопрос 5. В каком варианте дана правильная форма творительного падежа числительного 345?
1) триста сорока пяти.
2) трехсот сорока пяти
3) тремстам сорока пяти.
4) тремястами сорока пятью.
РАУНД IV. ПУНКТУАЦИЯ
Вопрос 1. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
- И два ключа из бардачка тоже оказались ложным следом_ ни один из них не подходил ни к городской квартире Радзивиллов, ни к их загородному дому в Павловске.
- Ни музы, ни труды, ни радости досуга _ ничто не заменит единственного друга.
- Характер у неё _ не сахар.
- По её мнению, теперь ей оставалось только одно _ поскорее одеться и навсегда уехать из этого дома.
Вопрос 2. В каком предложении прямая речь оформлена неверно?
- «Этот Герман, — продолжал Томский, — лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».
- На вопрос мой: «Жив ли станционный смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
- Рано ушедший из жизни поэт Николай Рубцов оставил такие строки: «За всё добро расплатимся добром. За всю любовь расплатимся любовью».
- «Неужели ты не знаешь, как нужно поступить в этом случае?» «Не знаю совершенно»
Вопрос 3. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?
- Он был бледен _ как смерть.
- Олеся поздоровалась со мной _ как всегда ласково.
- Сосны были _ как свечи.
- Цвели олеандры и чай, желтоватый _ как воск.
Вопрос 4. В каком предложении запятые ставятся на месте всех пропусков?
- Мы договорились встретиться завтра _ однако _ он не пришёл.
- В непосредственной близости от камеры хранения _ как уже говорилось _ дежурили железнодорожные жандармы.
- Было _ очевидно _ что он обиделся.