Ринг эрудитов «’’Ихний’’ – не пройдёт!»

      Комментарии к записи Ринг эрудитов «’’Ихний’’ – не пройдёт!» отключены

РАУНД I. ОРФОЭПИЯ

Орфоэпия – система правил, определяющих правильное литературное произношение.

Вопрос 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) откУпорил

2) тортОв

3) довЕрху

4) кранЫ

5) послалА

Вопрос 2. На какую гласную падает ударение в слове «балованный»?

1) А

2) О

3) Верны оба варианта

Вопрос 3. Укажите, в каком ряду ударение во всех словах падает на первый слог.

1) отдав, плодоносить, понял

2) свёкла, тотчас, черпать

3) сверлит, портфель, клала

Вопрос 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выберите слово.

  1. вЕрба
  2. гнАлась
  3. зАнял
  4. досУг
  5. кровоточИть
  6. слИвовый

РАУНД II. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Лексика – совокупность всех слов в языке, его словарный состав. Лексика сама по себе ничего не изучает, а вот изучением лексики занимается лексикология.

Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности. Лексика объединяет слова именно по значению, так же она и структурируется: образуются группы слов, сформированные по определенным характеристикам, —  к примеру, антонимы. Формальные признаки слов тоже учитываются: так объединяются омонимы и паронимы.

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

Вопрос 1. Укажите синоним фразеологизма «строить воздушные замки».

1) ворон считать

2) лясы точить

3) витать в облаках

Вопрос 2. Укажите, в каком предложении допущена ошибка, связанная с речевой избыточностью (плеоназм)?

  1. Книге предназначено быть спутником человека.
  2. Хронометраж времени был просчитан до секунды.
  3. Зимой деревья дышат в 200-400 раз слабее, чем летом.
  4. В сочно-зелёной листве деревьев мирно пели птицы.

Вопрос 3. Укажите, в каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением паронимов.

Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

  1. В речи прозвучали обидные для нас слова.
  2. Рыбий жир полезен всем: и взрослым, и детям.
  3. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
  4. Иван – работник исполнительный, он заслуживает похвалы.

Вопрос 4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите это слово.

1) В праздничном концерте приняли участие ДИПЛОМАНТЫ музыкального конкурса.

2) Ваше письмо так и не нашло своего АДРЕСАНТА.

3) В вестибюле гостиницы нас ожидали КОМАНДИРОВАННЫЕ.

4) Внимательно прочитайте документ и поставьте здесь свою ПОДПИСЬ.

5) Туристы вышли к берегу ЛЕСНОГО озера.

РАУНД III. ОРФОГРАФИЯ

Вопрос 1. В каком ряду во всех словах пишется НН на месте пропуска?

  1. Броше..ый, мудрё..ый, заклее..ый
  2. Решё..ый, гранё..ый, перекова..ый
  3. Заката..ый, полукопчё..ый, указа..ый
  4. Корчёва..ый, прерва..ый. сотка..ый

Ответ: 4)

Вопрос 2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется две буквы Л?

1) бал..он, приви..егия

2) ал..юминий, артил..ерия

3) кристал..ик, брил..иант

4) ал..ея, кавал..ерия

Ответ: 3)

Правильные ответы: баллон, привилегия, алюминий, артиллерия, аллея, кавалерия.

Вопрос 3. Выберите правильный вариант написания слова.

безынициативный

— безынециативный

— безинициативный

Вопрос 4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО.

1) Здесь (НЕ)КОГДА, могучий и прекрасный, шумел и зеленел волшебный лес.

2) (НЕ)ДРУГ поддакивает, а друг спорит.

3) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего (НЕ)УГАСЛО в человечестве.

Вопрос 5. В каком варианте дана правильная форма творительного падежа числительного 345?

1) триста сорока пяти.

2) трехсот сорока пяти

3) тремстам сорока пяти.

4) тремястами сорока пятью.

РАУНД IV. ПУНКТУАЦИЯ

Вопрос 1. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

  1. И два ключа из бардачка тоже оказались ложным следом_ ни один из них не подходил ни к городской квартире Радзивиллов, ни к их загородному дому в Павловске.
  2. Ни музы, ни труды, ни радости досуга _ ничто не заменит единственного друга.
  3. Характер у неё _ не сахар.
  4. По её мнению, теперь ей оставалось только одно _ поскорее одеться и навсегда уехать из этого дома.

Вопрос 2. В каком предложении прямая речь оформлена неверно?

  1. «Этот Герман, — продолжал Томский, — лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».
  2. На вопрос мой: «Жив ли станционный смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
  3. Рано ушедший из жизни поэт Николай Рубцов оставил такие строки: «За всё добро расплатимся добром. За всю любовь расплатимся любовью».
  4. «Неужели ты не знаешь, как нужно поступить в этом случае?» «Не знаю совершенно»

Вопрос 3. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

  1. Он был бледен _ как смерть.
  2. Олеся поздоровалась со мной _ как всегда ласково.
  3. Сосны были _ как свечи.
  4. Цвели олеандры и чай, желтоватый _ как воск.

Вопрос 4. В каком предложении запятые ставятся на месте всех пропусков?

  1. Мы договорились встретиться завтра _ однако _ он не пришёл.
  2. В непосредственной близости от камеры хранения _ как уже говорилось _ дежурили железнодорожные жандармы.
  3. Было _ очевидно _ что он обиделся.