Обзор-лекция «Статус: жить!»

      Комментарии к записи Обзор-лекция «Статус: жить!» отключены

3 декабря – Международный день инвалидов

Инвалиды — это люди, которые по состоянию своего здоровья испытывают затруднения при передвижении, не видят или не слышат, не всегда могут сами позаботиться о себе.

Инвалидность может быть физической (например, паралич, потеря конечности, глухота), психической (например, депрессия или посттравматический стресс) и умственной (например, необучаемость). Одни люди уже рождаются с некоторыми нарушениями, другие становятся инвалидами в результате несчастного случая или болезни. Существуют различные степени инвалидности: от средней до серьезной, от временной до постоянной.

В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваются с физическими, социально-экономическими и поведенческими барьерами, исключающими их из полномасштабного, эффективного и равноправного участия в жизни общества. По данным ООН, они составляют непропорционально большую долю беднейшей части населения мира, а также у них отсутствует равный доступ к основным ресурсам, таким как образование, занятость, здравоохранение и система социальной и правовой поддержки.

Поэтому проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.

Людям с ограниченными возможностями необходимо помогать, чтобы они могли стать производительными членами общества, поскольку это повысит уровень благосостояния и благополучия всей общины. Иногда решения оказываются довольно простыми: обеспечение детей очками для чтения, предоставление инвалидных колясок тем, кто в них нуждается, или строительство зданий с пандусами для инвалидных колясок.

Будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким людям в помощи. Международный день инвалидов напоминает всем людям Земли о том, что рядом с нами живут люди, нуждающиеся в поддержке и помощи.

Давайте ознакомимся с детскими и подростковыми произведениями, героями которых являются лицами с ограниченными возможностями или инвалидами.

Книги о героях-инвалидов и лицах с ОВЗ

Ермолаев, Юрий Иванович (1921-). Дом отважных трусишек : повесть / Юрий Ермолаев ; худож. Д. Боровский. — Санкт- Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 140, [3] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №1

Нечасто мы задумываемся о том, что быть здоровым — настоящее счастье. А Надя Ермакова знает это совершенно точно, ведь с раннего детства она не может бегать, прыгать или плавать, да и ходить у девочки с трудом получается только на костылях. Но судьба всё-таки улыбается ей, и Надя попадает в клинику к знаменитому хирургу — говорят, он творит чудеса… В «Доме отважных трусишек» девочке предстоит проявить стойкость, терпение и смелость, повстречать новых друзей и пройти до конца нелёгкий путь к мечте.


Мурашова, Екатерина Вадимовна. Класс коррекции : повесть : [для сред. и ст. шк. возраста] / Екатерина Мурашова. — Москва : Самокат, [2007]. — 188, [3] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №2

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей — отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может.

Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.


Крюкова, Тамара Шамильевна. Костя + Ника = : молодежная романтическая повесть / Тамара Крюкова. — Москва : Аквилегия М, 2021. — 314, [2] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №3

Костя и Ника — это Ромео и Джульетта наших дней. Это история о человеческих взаимоотношениях: благородстве и подлости, отзывчивости и равнодушии, но в первую очередь о любви. О том, что настоящая любовь приходит независимо от возраста и побеждает всё. Даже, казалось бы, невозможное…

Главная героиня книги — Ника — привязана к инвалидной коляске и не верит, что Костя мог влюбиться в нее по-настоящему. А у Кости теперь есть цель — поставить на ноги любимую девушку.


Литтл, Джин. Неуклюжая Анна : [для среднего и старшего школьного возраста ] / Джин Литтл ; [пер. с англ. О. Бухиной ; худож. М. Патрушева]. — Москва : Центр Нарния, 2005. — 237,[2] с.

Литтл, Джин. Слышишь пение? : [для среднего и старшего возраста] / Джин Литтл ; [пер. с англ. О. Бухиной ; худож. М. Патрушева]. — Москва : Нарния, 2006 (Можайск (Моск.обл.) : Можайский полиграфкомбинат). — 310, [2] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №4

Джин Литтл – канадская писательница – родилась 2 января 1932 года в Тайване в семье врачей-миссионеров. Когда ей было 7 лет, её семья переехала в Гелф, Онтарио (Канада). Несмотря на очень слабое зрение, училась в обычной школе. В 1955 году она окончила Университет Торонто с бакалаврской степенью по английскому языку и обучала детей-инвалидов. Джин знает о трудностях, с которыми сталкиваются «особые» дети, не понаслышке. Первая книга Джин Литтл вышла в 1962 году. Сегодня она – автор более 25 книг, включая и две автобиографические.

«Неуклюжая Анна» (1972) – первая из двух книг об Анне Зольтен. Во второй книге – «Слышишь пение?» (1977) – Анна уже подросток, а действие происходит во время Второй мировой войны.

«Неуклюжая Анна» – пожалуй, самая популярная книга писательницы, она много раз переиздавалась и в Канаде, и в Соединённых Штатах. Действие повести начинается в Германии в середине 30-х годов. Мы сразу погружаемся в атмосферу тревоги и неуверенности. Нацизм в Германии ещё не утвердился окончательно, но отец Анны – прозорливый и мудрый человек – уже понимает, что грядёт. Обеспокоенный политической ситуацией в Германии, он не хочет, чтобы его дети росли в стране, где нет свободы. Анна чувствует тревогу отца, но у девочки хватает своих собственных неприятностей – с мамой, со старшими братьями и сёстрами, с учительницей. Неловкий, неуклюжий ребёнок, посмешище и дома, и в школе, Анна прячет свой особый, полный глубоких переживаний и серьёзных размышлений мир глубоко внутри, поэтому никто, кроме, может быть, отца, и не догадывается, что скрывается за её шишковатым лбом.

Но всё меняется, когда семейство переезжает из Германии в Канаду. Анна попадает на приём к доктору Шумахеру, который выясняет, в чём причина всех зол – девочка почти ничего не видит.

Книга рассказывает о том, как не бояться своих недостатков, позволяет увидеть мир особого ребёнка его глазами. Автор очень деликатно рассказывает об «особых школах» и даёт уроки о том, как защититься от недопонимания и насмешек. Эта история помогает понять, что все трудности преодолимы, и поверить в свои силы.

Это повесть – настоящая рождественская история, святочный рассказ, заставляющий вспомнить и о Диккенсе, и о Лескове, и о многих-многих других, писавших в этом простом и неприхотливом жанре – трагическое начало и счастливый конец с кульминацией, приходящейся на рождественскую ночь.


Маршалл, Алан (1902-1984). Я умею прыгать через лужи : [повесть : для чтения взрослыми детям] / Алан Маршалл ; [пер. с англ. С. Кругерской и Вл. Рубина ; ил. А. Иткина]. — Москва : Clever : Клевер-Медиа-Групп, 2015. — 330, [3] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №6

В название своей книги Алан Маршалл определённо вложил не только буквальный смысл: трудности и невзгоды то тут, то там, как лужи после дождя, встречаются в жизни каждого из нас. Важно не падать духом, а верить в лучшее и идти вперёд, напоминая самому себе: «Я умею прыгать через лужи». Это жизнерадостный рассказ ребёнка о мире, который его окружает. Драматические обстоятельства жизни Маршалла породили в нем не беспомощность и озлобление, а завидную стойкость и мужество.

«Я убежден, что, человек от природы добр», — такую мысль высказал автор в предисловии к русскоязычному изданию своей повести. Воспоминаниями Маршалла о детстве, проведённом в борьбе с тяжёлым заболеванием, зачитываются во всём мире вот уже более шестидесяти лет. Недуг не озлобил автора, а заставил убедиться, что миром всё-таки правит добро. «Книга моя утверждает именно эту истину», — пишет он.

Главное в повести — борьба мальчика с обстоятельствами жизни, не зависящими от людского умысла. Маршалл рассказывает о том, как боролся ребенок, чтобы вопреки злой судьбе стать полноценным человеком, о том, что помогало ему в этой борьбе — борьбе с «Другим Мальчиком» в себе, осторожным и беспомощным, стремящимся уговорить Алана смириться с печальной участью калеки. Вместо постоянно разворачивающейся пружины сюжета Маршалл выстраивает эпизоды, помещая в фокус моменты преодоления, — они-то и составляют внутренний стержень повести. Алану чуждо трагическое мироощущение «маленького калеки»: он дерется на палках со школьным недругом, спускается в кратер потухшего вулкана, учится плавать, ездит верхом… Все это для Алана — преодоление очередной вершины, новая победа над беспомощностью. Радость победы разделяют с Аланом его родители, убежденные в том, что «ограждая голову от ударов», они могут разбить мальчику сердце. Алан растет не в идеальном мире.

Однако, имея перед глазами пример сильных и достойных людей, своих родителей, а также их друзей и соседей, Алан не сдался и даже не считал себя каким-то особенным. По ходу повествования он охотится с приятелями и собаками, лазает по горам и дерётся с задирами. Ему же в голову не приходит жалеть себя. И его приятели относятся к нему с пониманием. Да, под давлением взрослых, они иногда пытаются дать Алану фору, но он их об этом не просит и бывает обижен таким отношением. Я бы сказала, что это та самая инклюзия, о которой у нас так любят говорить — мальчик учится вместе со всеми, соседские дети помогают дотолкать тележку до школы и домой после уроков, но при этом Алан ведёт жизнь вполне полноценного мальчишки.

Алан прикован к костылям и инвалидному креслу. Объезжать лошадей как его отец, у него уже не получится. Но он не оставляет надежды научиться ездить верхом. И у него это получается!


Крапивин, Владислав Петрович. Самолет по имени Сережка : повесть : [для среднего школьного возраста / Владислав Крапивин ; рис. Ольги Брезинской. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2014. — 187, [2] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №7

Повесть «Самолет по имени Серёжка» была написана в 1993 году. Она входит в большой цикл «Сказки и были Безлюдных Пространств».
Повесть погружает читателя в сказочную атмосферу, где сны реальны, а приключения ждут на каждом шагу. Кажется, что этот удивительный мир может переместиться и в нашу реальность. Приключения трех детей — Сережки, Ромки и девочки Сойки описаны удивительно оптимистично и светло, несмотря на то, что главному герою Роме пришлось нелегко.

Роме Смородкину одиннадцать лет. Половину своей жизни он провел в инвалидном кресле. Мама считает, что Роме лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия для таких ребят, как он. Но сам Рома другого мнения:

«Мне казалось, что интернат похож на больницы, в которых я лежал много раз и подолгу. И которые мне тошно вспоминать. Опять будут палаты с кроватями в ряд, белые халаты, запах лекарств и кухни, который не исчезает в коридорах. Короче говоря, казенный дом. И не единого уголка, где можно остаться одному. Я же там зачахну от тоски! Мне надо, чтобы вокруг были родные стены, которые я люблю до последней трещинки. Чтобы рядом все было привычное, мое.

Мой стеллаж с книгами, мой телевизор, мой булькающий и ворчливый кран на кухне, мой пылесос, с которым я управляюсь не хуже мамы. Мой балкон и мой двор за окнами. И чтобы мама была рядом каждый день. Вернее каждое утро и каждый вечер… Неужели она этого не понимает?! А мама снова и снова заводила разговор об интернате: – Тебе нужен коллектив, товарищи. Такие же, как ты. Чтобы ты чувствовал себя равным среди равных… Но я не хотел быть таким равным.

Нет, не подумайте, что я как-то по нехорошему относился к инвалидам. Если бы я сам умел ходить, я мог бы вполне подружиться с больными ребятами и помогал бы им во всем. От души, а не из жалости. По-моему, такие ребята всегда должны быть с обыкновенными мальчишками и девчонками. И среди них стараться себя чувствовать равными».

Рома очень хочет найти настоящих друзей, он всей душой стремится к чуду, которое смогло бы разорвать суровую реальность. И внезапно у него появляется друг Сережка, умеющий превращаться в самолет, а затем и подруга Сойка. Дружба окрыляет Ромку, он чувствует, что она похожа и на полёт, и на сон, и на тайну – на что-то прекрасное и невыразимое.


Сегюр, Софья Федоровна (1799-1874). Маленький горбун : [для среднего школьного возраста] / Софи де Сегюр ; [пер. с фр. Е. Чистяковой-Вэр ; лит. обр. Г.Н. Хондкариан ; худож. Э. Баяр]. — Москва : ЭНАС-КНИГА, 2011 . — 213, [2] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №8

Родители маленькой Христины ведут светский образ жизни и почти не обращают на дочь внимания. Девочка привязывается к соседскому мальчику Франсуа — сыну самого богатого человека в округе. Добрый и отзывчивый мальчик обладает единственным недостатком — он горбун. Но Христина не замечает физического увечья своего друга и ценит его за душевные качества. Автор повести — французская писательница XIX века Софья де Сегюр (урожденная Ростопчина), чьи книги для детей до сих пор очень популярны в Европе.


Короленко, Владимир Галактионович (1853-1921). Слепой музыкант : [повести и рассказы] / Владимир Галактионович Короленко. — Москва : Эксмо, 2015. — 220, [2] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №9

Слепой музыкант» — трогательная повесть Владимира Короленко, которая рассказывает о сильном духом слепом человеке, ставшем прекрасным музыкантом. Он рос в любви и достатке, однако, чтобы познать жизнь, отправился с другими, такими же слепыми людьми в странствие. Переживая чужое горе в пути, молодой человек забывает о своем и излечивается душой.


Штанько, Виктор Никонович. Трудно быть другом : повести : [для старшего школьного возраста] / Виктор Штанько ; [иллюстрации Н. Клименко]. — Москва : Детская литература, 2019. — 363, [4] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №10

Герой первой повести «Маленький человек в большом доме» – Ромка Зеленский, или «Культяпка», как его все называют, занимается в спортклубе греблей на байдарке. Мать бросила Ромку в роддоме, увидев его уродливую ножку, поэтому забрала и воспитала малыша бабушка. Своей культяпке Ромка даже дал ласковое имя – Лапушка. Она умела держать карандаш и писать не хуже настоящей руки. Несмотря на свой физический недостаток, Ромка не обозлился на окружающих, у него много друзей, он открыт для дружбы и общения. Врождённые чувства справедливости и сострадания не дают Роме пройти мимо чужого горя, он готов прийти на помощь любому.

«Ромка потел уже на третьем тренажёре. Работал и улыбался, вспоминая, как они тогда встретились. Но Сашей он её не звал. Сыроежка – и точка! Они вот такие же конопатые. <…> Ромка вышел из ванной – хорошо! Душ после зарядочки – это у него железное правило. Потом аккуратно уложил в мешок спортинвентарь. Чтоб протез сидел на ноге как влитой, не болтался, были придуманы разные специальные примочки. Над этим в своё время ломал голову дядя Серёга, потом Бажен, сейчас даже Циркуль озаботился».


Вербовская, Анна Михайловна. Ангел по имени Толик : повесть / Анна Вербовская. — Москва : Аквилегия-М, 2020. — 191 с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №11

Эта повесть – о семье, о всеобщей любви к мальчику, который родился не таким, как все, но всю жизнь нес на себе печать ангела, и отзывалось это светом всеобщей любви. Эта книга написана с таким мастерством, теплом и искренностью, с такой психологической убедительностью, что долго будет отзываться в сердце.

Толик, надо заметить, был вполне симпатичен. Круглое добродушное лицо. Курносый, чуть толстоватый нос. Густые светло-соломенные волосы, всегда подстриженные коротко – ёжиком. Ярко-голубые, цвета весеннего неба, глаза.

И, что самое главное, по лицу Толика совершенно невозможно было догадаться о его болезни. Лицо как лицо – у тысяч… миллионов людей такое же. Пожалуй, только взгляд чересчур бессмысленный и наивный. Да ведь не каждый это сразу заметит.

Поэтому те, кто не знал о Толиной беде, часто обращались к нему как к обычному ребёнку.

– Мальчик, передай, будь любезен, деньги на билет, – совали ему в автобусе мелочь, не обращая внимания на вставшую рядом в стойку, разом окаменевшую тётю Валю.

– Тё?! – возмущённо отдёргивал руку Толик. – Зёпу тебя! Нитятю!

Люди удивлялись. Шарахались. Не понимали, что происходит. Придуривается, что ли? Большой, вроде, мальчик-то. Лет двенадцать, поди. Хотя Толику тогда было без малого восемь. Просто он с рождения был крупноват.

История почти автобиографична, Анна Вербовская рассказывает о своей семье и своем двоюродном брате…


Куртова, Наталья М. Шимми, или Потерянный мир : [повесть-сказка] / Наталья Куртова ; [художник: Екатерина Бауман]. — Москва : Аквилегия-М, 2019. — 195, [4] с.

Обзор-лекция «Статус: жить!», изображение №12

Девочка Аня, которой мама когда-то не позволила купить мишку с оторванным ушком в магазине, тяжело заболела. Спасти её жизнь может только дорогая операция в Германии. Но у родителей Ани нет таких денег.

Шимми увидел маму Ани, она плакала:

— Понимаете, я так жалею, что не купила тогда этого бедного мишку! Ещё сказала — «Нам бедные не нужны»! Судьба наказала меня — теперь мы такие же бедные и никому не нужны!

Тема болезни не главная в книге, а одна из многих важных тем. И заканчивается все хорошо!


Благодарим издательство «Аквилегия-М» за подборку «7 книг о людях с ограниченными возможностями здоровья».

Все представленные книги есть в нашей библиотеке. О наличии той или иной книги в других муниципальных библиотеках Вы можете узнать из электронного каталога. WEB-поиск можно осуществить здесь: http://cbs.donlib.ru/opacg/rnog1.htm