Информ-досье «На одной волне с подростком»

      Комментарии к записи Информ-досье «На одной волне с подростком» отключены

Здравствуйте, уважаемые читатели! Приглашаем Вас на информ-досье «На одной волне с подростком» приуроченное к 55-летию Андрея Жвалевского, одного из наиболее популярных авторов для подростков. Сегодня мы познакомимся с творческим союзом писателей, которые пишут литературу для подростков, выясним, чем она привлекательна для подросткового  возраста и узнаем о книгах, которые имеются в ДБИЦ им. академика С.П. Королёва.

Андрей Валентинович Жвалевский родился 28 мая 1967г. в городе Гродно (Белоруссия).

Биография Андрея Жвалевского не отличается какими-то особенностями жизни. Всё как и всех, учился в школе, потом университет. В 1991 г. с отличием окончил физический факультет БГУ.

После окончания университета успел 1,5 года поработать по профессии: занимался научной работой, активно публиковался, начал писать диссертацию. С большим сожалением с наукой пришлось расстаться: родилась дочь, нужно было кормить семью. К литературе шёл долгим путем – сначала занимался дизайном ценных защищенных бумаг, журналистикой, затем работал в издательстве. Знакомясь с  работами молодых авторов, понял, что сам может писать не хуже.

Первой книгой, написанной совместно с Игорем Мытько, стала пародия на Гарри Поттера – «Порри Гаттер и Каменный философ». Книга вышла в 2002 году и сразу принесла авторам известность.

Затем вышел иронический роман ужасов «Здесь вам не причинят никакого вреда», который стал обладателем национальной детской премии.

Творческий союз Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак родился в 2004 году. Они оба учились на физфаке Белорусского госуниверситета в Минске, Андрей тремя курсами старше. Познакомились в студенческом театре: оба входили в состав оргкомитета по подготовке «Дней физики», а затем вместе играли в КВН.

Расставшись с соавтором, Андрей решил привлечь к литературе Евгению, с которой они продолжали дружить семьями. Совместное творчество авторов началось с цикла иронических любовных романов для взрослой аудитории. Но настоящую известность получили книги, написанные для детей и подростков.

Итак — Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Имена этих писателей можно встретить сейчас в любом уважающем себя книжном магазине. А уж просторы Интернета они и вовсе не покидают. Буквально за несколько лет авторы обросли большим количеством книг, наград и поклонников. Кто из Вас знаком уже с творчеством этих писателей? Если нет – то значит пришло время познакомиться, это книги про обычных подростков и их жизнь.

В книгах Е. Пастернак и А. Жвалевского мы знакомимся как раз с такими ребятами – они учатся в обычных школах, с ними происходят истории, которые помогают им узнать друг друга, разобраться в себе, открыть много интересного. Они учатся выстраивать отношения с родителями и ровесниками. Не всегда то и другое получается, а иногда не получается совсем. Но подросткам всё же удается найти выход из любых ловушек, уготовленных им судьбой.

Книги, которыми буквально зачитываются дети, не менее интересны и взрослым, более того, они становятся своеобразным «мостиком взаимопонимания» между детьми и родителями. И неудивительно: многие сюжеты рождались на основе бытовых историй, а яркими и узнаваемыми персонажами становились дети, их друзья и знакомые, школьные педагоги, домашние животные и даже те люди, с которыми происходили знакомство во время творческих встреч. В каждой книге раскрываются актуальные проблемы, волнующие современных подростков, которые они не всегда решаются обсудить не только со взрослыми, а порой и со сверстниками: первая любовь, отношения с друзьями, адаптация в коллективе, трудности с учебой.

Авторы всегда составляют план написания книги, определяют героев, намечают развитие сюжета, он всё время корректируется, дорабатывается. По окончании работы авторы выкладывают рукопись в группе «В Контакте» для «тестового прочтения», внимательно прислушиваясь к мнению своих читателей, они дорабатывают образы, вносят поправки, только после этого рождается финальный вариант книги.

Всего соавторами написано около 60 книг, изданных суммарным тиражом более 800 000 экз.

Весной 2010 года повесть «Время всегда хорошее», написанная Жвалевским в соавторстве с Евгенией Пастернак, получила премию «Алиса», а в июне 2011 года заняла третье место во всероссийском конкурсе КнИгуру. Хочу отметить, что конкурс Книгуру – единственное мероприятие, в котором членами жюри являются дети от 10 до 16 лет. Вы тоже можете оценивать литературные произведения, нужно лишь зарегистрироваться и отдать свой голос за понравившуюся вам книгу. Повесть «Гимназия № 13» (в соавторстве с Е. Пастернак) стала финалистом премии имени Крапивина и заняла первое место на фестивале «ДАР» (2011).

Повесть «Гимназия № 13» (в соавторстве с Е. Пастернак) стала финалистом премии имени Крапивина и заняла первое место на фестивале «ДАР» (2011)

Сборник рассказов «Шекспиру и не снилось» занял второе место на конкурсе Книгуру сезона 2011-2012.

А теперь  расскажу о самых популярных книгах А. Жвалевского.  

Сначала о форме. Всякий раз это игра, «бродилка», одним словом — «квест». Впервые он был опробован авторами в «Правдивой истории Деда Мороза», во «Времени…» и «Гимназии…» присутствовал вполне явственно, ну, а в последней книге даже (Москвест) вынесен в заголовок. Вопрос — почему именно квест? — не имеет смысла… Потому что современные подростки буквально ничего не способны воспринять без квеста. И потому что писатели стремятся создавать книги, адекватные своим юным читателям.

Итак, квест — это форма и авторский приём. В повести «Время всегда хорошее» квест был введён непосредственно в сюжет.

Время всегда хорошее» – история о том, как мальчик с девочкой из 1980 и 2018 годов поменялись временами. Идея книги возникла однажды вечером, когда старшая дочь Евгении Саша, заглянув в холодильник и не найдя там йогурта, объявила, что есть нечего! При этом удивилась, узнав, что мама впервые попробовала йогурт на первом курсе университета. Разговор затянулся: дочь с удовольствием слушала ее воспоминания о детстве, в котором не было многих привычных для сегодняшних подростков вещей – компьютеров, гаджетов, мобильных телефонов. Зато во дворах все с удовольствием играли в разные подвижные игры. Убедившись, что детям действительно интересно слушать, как раньше жили в Советском Союзе, соавторы решили написать книгу в жанре фантастики. Учитывая, что это было  в 2008 году,  им многое удалось угадать, заглянув в будущее.

Повесть «Правдивая история Деда Мороза» инженера-путейца Сергея Ивановича Морозова и его жены Маши, ставших по воле случая Дедом Морозом и Снегурочкой, разворачивалась на фоне вполне реальных событий ХХ века, со всеми его потрясениями, войнами и революциями. В одном книжном пространстве на равных уживались фантастические существа (охли и птёрки) и обычные люди. Там падал чудесный снег, раз в 50 лет превращающий граждан в сказочные персонажи, и появлялась…подлинная статья товарища Постышева из газеты «Правда» от 28 декабря 1935 года с призывом вернуть советским детям новогоднюю ёлку. Благодаря такой профессионально составленной мозаике авторам удавалось создать странную, чуть «плывущую», но вполне объёмную иллюзию реальности всего происходящего.

Книга «Я хочу в школу» родилась от названия. Авторам хотелось придумать такую чудесную школу, в которую по утрам дети бегут с одной мыслью: «Поскорее бы!» В ней нет привычных «предметов» и «параллелей», зато много проектов, реализуют которые единомышленники, в ней исполняются самые заветные мечты – от полета на воздушном шаре до путешествия на Эльбрус. После выпуска книги на авторов нахлынул вал вопросов: где находится эта школа?  Более того, книга оказалась не совсем фантастикой: выяснилось, что таких школ немного, но они есть.

Повесть «Гимназия №13». О чем она? Мальчик Антон Волков попадает со своими одноклассниками в школу. Да только в школе вскоре такое начинается!

  Из всех щелей полезла нечисть. Домовые и кабинетные — за наших гимназистов, нечисть — против. Перун мечет молнии на крыше, Кощей (женщина, между прочим) пытается проломить заколдованный круг, говорящий кот подкармливает русалку ворованной колбасой, второй закон Ньютона временно не работает, «Слово о полку Игореве» встает перед глазами, словно в формате 3D, а на самом деле наяву — помог волшебный растворитель…  Причина всему – злосчастное пари с одноклассником, суть которого – срубить дуб, который не могли срубить целую 1000 лет! В итоге получилась невероятно захватывающая история для детей и взрослых.

Книга «Типа смотри короче» — сборник рассказов, причем некоторые миниатюры занимают меньше полстранички, но есть и побольше. Объединяет их то, что герои всех — ученики одного 7А.

 Книга, безусловно, понравится подросткам, причем каждый найдет близкого себе персонажа. Подростки смогут увидеть, то их мировые проблемы не уникальны — оказывается, сверстники переживают то же самое! И понять, чего ТОЧНО НЕ НАДО делать, чтобы понравиться девочке\мальчику. А также узнают, почему не надо добавлять «Вконтакте» в друзья слишком взрослых поклонников…

Книга напомнит взрослым о том, что они сами чувствовали, будучи подростками. А также о том, что свой школьный опыт неплохо бы детям передать — они ведь, привыкнув к мобильникам, даже «шпоры» толком писать не умеют! А еще расскажет, что у этих еще детей могут быть совсем не детские проблемы…

Повесть «Сиамцы».  Когда два шестнадцатилетних человека созданы друг для друга, но упорно не понимают этого, вмешиваются высшие силы. Родной город пытается окружить их любовью, сводит вместе, подключает все новых помощников. Однако герои с удивительным упрямством не хотят видеть очевидного. Дочитайте эту историю — и поймете, что все мистические совпадения в вашей жизни были не случайны. Вас любят, нужно уметь не отталкивать эту любовь.

Стоит отметить, что к подготовке книг авторы относятся крайне ответственно. Так, за помощью в работе над книгой «Охота на Василиска», писатели обращались за консультацией известных специалистов: психиатра, психолога, психотерапевта. И произведение получилось по-настоящему уникальным. Итак:

Вместе с главной героиней книги – старшеклассницей Ксюшей взрослый читатель проходит все этапы подросткового кризиса, погружается в водоворот юношеских переживаний. Читатель-подросток, напротив – многому научится, как справляться с трудными ситуациями в школе и дома. «Вечные» темы современной юности – дурные компании, семейные конфликты, ожидание и реальность – все представлено в этой книге просто, натуралистично и понятно. Психологическая линия подростковых страхов, поисков, самоидентификации и многое-многое другое. Многие из тест-читателей отметили, что читать книгу больно…И, если кто-то скажет, что это «неправильная» книга о подростковой наркомании, нет, это книга о жизни.

Книга «Москвест». Для меня это пока самая загадочная книга Жвалевского и Пастернак. Не в смысле построения и содержания, здесь всё относительно ясно: квест, он и в Москве квест — игра по заданным правилам. Вопрос — ответ. Задача — решение. Переход на новый уровень. Но обо всём по порядку.

 Сначала сюжет. Современные московские школьники Миша и Маша случайно встретились в Александровском саду под стенами Кремля. Эта встреча стала роковой, потому что в разговоре Михаил непочтительно отозвался об истории, не только как о школьном предмете, но и как о процессе развития человеческого общества. История не стерпела такого оскорбления и преподала Михаилу, а заодно ни в чём не повинной Маше, ряд наглядных уроков. Неведомой силой подростки перебрасываются во времена, когда и Москвы-то ещё как города не существовало, а потом они с большим трудом возвращаются в XXI век, испытав на себе все превратности и сложности того самого исторического процесса.

Повесть «52 февраля» Интересная повесть о том, как родителям начать разговор с ребенком о том, что на самом деле происходит между мужчиной и женщиной, не побояться рассказать о своем опыте первых отношений. Ведь с одной стороны не хочется, чтобы ребенок взрослел, а с другой — не отпускать же его в мир, где он ничего об этом не знает, а если и знает, то только от людей с воспаленным мозгом, которые не прочь обсудить это все в Интернете.

В книге «52-е февраля» речь идёт о занесённом снегом городе, где остановлено движение транспорта, люди пробираются сквозь сугробы, а внедорожники пробивают в снегу туннели. Мы наблюдаем своеобразный дневник, в котором авторы попеременно повествует о восьмикласснике Тёмке и его ровеснице Динке. Разбушевавшаяся стихия способствует сближению родителей с детьми, в частности мама Динки и папа Тёмки, заводят со своими детьми откровенный разговор на тему первой любви, попутно вспоминая свою школьную жизнь и помогая попавшим в беду горожанам.

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак — авторы, которые уже готовы выйти за рамки устоявшихся схем и прокладывать в литературе для подростков новые дороги. Они готовы шагать по ним с героями, больше похожими на живых людей, чем на их усреднённые подобия, и с читателями, к которым нужно не только приноравливаться, но и задействовать их по полной человеческой программе…

Мероприятие подготовлено — Ивановой Татьяной Сергеевной, ведущим библиотекарем Детского библиотечно-информационного центра им.академика С.П. Королёва.