Библиотечный урок «Собирал человек слова»

      Комментарии к записи Библиотечный урок «Собирал человек слова» отключены

ко Дню словарей и энциклопедий

В день рождения В.И. Даля, 22 ноября, в России традиционно отмечается праздник русской словесности – День словарей и энциклопедий.

Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы  знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».  

Сегодня мы и поговорим о том, где «хранятся» слова.

А «хранятся» они в разных словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об  истории происхождения слова, третьи расширяют кругозор. Много разных сведений можно получить из словарей, поэтому и говорят: «Словарь — твой  друг, без него, как без рук». В умелых руках словари могут оказать значительную пользу. О словарях существует еще одно высказывание французского писателя Анатоль Франса: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке»

Все богатство и разнообразие языка собрано в словарях. Уточнить правописание и значение слова, пополнить свой языковый запас новыми словами можно, пользуясь словарями.

Сегодня  вы узнаете, где живут слова, которые составляют лексику современного русского языка.  А живут они в словарях.

В своем словаре Даль объяснил множество слов, связанных с народными обрядами и обычаями, и описал сами эти обычаи.

 Так, например, все виды лаптей и способы их изготовления перечислены в словарной статье к слову лапоть. Иноязычные слова Даль называл «чужесловами». Он предлагал заимствованное слово «ГРИМАСА» заменить русскими синонимами «РОЖЕКОРЧА», «ПОЖИМКА», «ИЗЛИЧЬЕ», а вместо иностранного слова «ПСИХОЛОГ» употреблять «ДУШЕСЛОВ» . «Небозём», «насылка», «носохватка», «самотник». Эти слова придумал сам Даль, чтобы нейтрализовать, вывести из употребления иностранные слова.

Созданием словарей занимаются лексикографы. Различают энциклопедические и языковые словари.

Если мы хотим узнать о лексическом значении слова, его произношении, написании или происхождении, то в этом нам помогут языковые словари.

Совсем другую цель преследуют энциклопедические словари. Из них мы можем получить информацию о разных странах, узнать об известных писателях, художниках, музыкантах, актерах, ученых, политиках, а также о различных явлениях природы. Много сведений можно получить из словарей. 

Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Если вы хотите узнать, как правильно пишется слово винегрет или любое другое, то вам следует обратиться к орфографическому словарю.

Если вас интересует, как правильно произносить: «звОнит» или «звонИт», то вам поможет орфоэпический словарь. В нем содержатся сведения о правильной постановке ударения в словах. И правильно будет «звонИт».

При чтении журналов, газет, книг каждый из нас часто встречается со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении можно в «Словаре иностранных слов».

Известно, что синонимы обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова в тексте. Подробная информация об этих языковых явлениях содержится в «Словаре синонимов».

Происхождение наиболее употребительных слов русского языка объясняется в этимологическом словаре. Из этимологического словаря вы можете узнать, что слово пельмени состоит из двух финских корней: пель – «ухо» и нянь – «хлеб». В буквальном переводе с финского языка на русский слово пельмени означает «уши из теста». Эти кулинарные изделия названы так по форме уха, которую они имеют.

         О значении и происхождении устойчивых оборотов речи – яблоко раздора, остаться с носом – можно узнать из фразеологического словаря.