Добрый день, читатели!
Сегодня подходит к концу цикл кинолекториев, приуроченных к Всемирной неделе космоса. Завершить её хочется фантастической темой — полётом человека на Марс.
Имя главного конструктора Сергея Павловича Королева при его жизни находилось в тени. Сейчас он известен всему миру как главный конструктор космической ракеты, первого спутника и космического корабля, на котором совершил первый полет в космос первый гражданин земли С Юрий Алексеевич Гагарин. Оба эти имени навеки вместе сохранятся в истории. При этом значительная часть творчества Королева — главная в его жизни — по-прежнему остается в тени. Ряд работ, выполненных им впервые, со временем тускнеют на фоне их блестящего продолжения его соратниками и последователями. Продолжается навязывание мысли о том, что якобы он проиграл лунную гонку американцам, допустив проектную ошибку при выборе технических параметров ракеты для полета на Луну, что никак не соответствует действительности.
Попробуем вывести из тени все фрагменты творчества Королева, взглянуть на него в целом, расставить акценты на разных этапах его деятельности, ставших фундаментом для многих последующих достижений на годы вперед.
Творчество Королева как главного конструктора, было весьма многогранным и началось с ранней юности.
Как главный конструктор космических аппаратов и станций Королев разрабатывает орбитальные спутники для проведения широкого спектра исследований, предшествующих полету человека, автоматические станции для посадки на Луну, автоматические межпланетные станции для полетов к Марсу и Венере.
В 1965 г. работы по автоматическим межпланетным и лунным станциям переданы в КБ им. Лавочкина, где под руководством Г.Н. Бабакина работы получили развитие. Были осуществлены: мягкая посадка, доставка лунохода, исследование Луны с орбиты, доставка грунта с поверхности Луны на Землю, исследование Марса и Венеры с орбиты спутников, посадка автоматических аппаратов на поверхности Марса и Венеры, исследования Солнца.
Королев — главный конструктор пилотируемых космических кораблей. Это важнейший этап в его творчестве, но еще не вершина.
Ведущий конструктор Владимир Евграфович Бугров рассказывал:
«Королёв на начальных этапах работы не сдерживал инженерной фантазии и творческих поисков, в результате чего у наших разработчиков, не обременённых нудными весовыми расчетами, на поверхности красной планеты появлялись эскадры стотонных сооружений с шестиметровыми колёсами. Они разъезжали по планете на тысячи километров и перевозили ракеты возвращения. Ответ на вопрос, как они попадают на Марс, был прост — с помощью ЭРДУ. Возможность не придерживаться жёстких весовых ограничений и в дальнейшем соблазняла многих специалистов, поэтому вариант с ЭРДУ служил мифической палочкой-выручалочкой всех марсианских проектов прошлого века. Однако инъекции фантастики принесли свои плоды. Они побудили энтузиазм и понимание, что прежде чем говорить о многотонных марсианских внедорожниках, нужно спроектировать средства доставки к Марсу их экипажей».
Облётный вариант
К концу 1959 года уровень проработки технических решений по проекту ТМК позволил Королёву обратиться в правительственные органы с конкретными предложениями. 23 июня 1960 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №715-296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг.», в первом пункте которого говорилось:
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №715-296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг.»
1. «Принять предложение <…> о проведении в 1960-1962 годах проектно-конструкторской проработки и необходимого объёма исследований с целью создания в ближайшие годы:
— новой комплексной ракетной системы со стартовым весом ракеты-носителя порядка 1000-2000 тонн, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжёлого межпланетного корабля весом до 60-80 тонн;
— мощных жидкостных ракетных двигателей с высокими характеристиками, в том числе ядерных ракетных двигателей, двигателей на жидком водороде, электрореактивных двигателей малой тяги (ионных, плазменных) с мощными энергетическими установками и двигательных установок для коррекции и торможения при спуске».
Детали уточнялись в приложении №3 («План проектных и экспериментальных работ по созданию тяжёлых межпланетных кораблей»), которым предписывалось разработать эскизные проекты кораблей для облёта Луны (КЛ), Марса и Венеры (КМВ) ко второму кварталу 1961 года. Кроме того, к четвёртому кварталу поручалось согласовать технические задания на осуществление будущих экспедиций с высадками на поверхность указанных небесных тел. Обращает на себя внимание, что в рамках этого постановления облёт Луны рассматривается как промежуточный этап перед аналогичными, хотя и более длительными, экспедициями к соседним планетам.
12 октября 1961 года был завершён технический отчёт с исходными данными по трёхместному кораблю первого этапа, который получил обозначение ТМК-1 (Тяжёлый межпланетный корабль №1) и предназначался для экспедиций к Луне, Венере и Марсу с целью изучения планет и космического пространства. Предполагалось, что на околоземную орбиту он будет выводиться с помощью ракеты Н-1, а её последняя ступень (разгонный блок) отправит корабль на траекторию полёта к заданной планете, после чего отделится.
Поскольку в то время не было надёжных данных по длительному воздействию невесомости, то было решено создать на ТМК-1 искусственную силу тяжести закручиванием его вокруг поперечной оси. В одном из вариантов было предложено вынести центр масс за пределы аппарата с экипажем путём раздвижения отсеков.
Получившийся «складной» корабль состоял из двух последовательно соединённых блоков. Первый включал приборно-агрегатный отсек (объём — 25 м³), солнечные батареи и спускаемый аппарат для возвращения на Землю; второй — жилой (25 м³) и оранжерейный (70 м³) отсеки. Между блоками размещались двигательная установка и шарнирное сочленение, по которому корабль «ломался» во время коррекций траектории, освобождая сопло двигателя, находившегося в центре масс всей «связки».
По мере проработки проекта на первый план вышли вопросы жизнеобеспечения экипажа. Так, 14 сентября 1962 года Королёв:
«Заметки по тяжёлому межпланетному кораблю и тяжёлой орбитальной станции»
«Надо бы начать разработку «Оранжереи по Циолковскому» (ОР), с наращиваемыми постепенно звеньями или блоками, и надо начинать работать над «космическими урожаями» (?):
каков состав этих посевов, какие культуры?
их эффективность, полезность?
обратимость (повторяемость) посевов из своих же семян из расчёта длительного существования ОР?
какие организации будут вести эти работы?
по линии растениеводства (и вопросов почвы, влаги и т. д.),
по линии механизации и пр. ОР,
по линии «свето-тепло-солнечной» техники и систем её регулирования и т. д. для ОР.
Видимо, к ОР надо одновременно начать разработку и «космической фермы» (КФ) для животных и птицы. Надо бы эту задачу уточнить — имеет ли она практический смысл для экологического цикла (институты Академии наук и Академии медицинских наук).
Что можно иметь на борту ТМК или ТОС (либо в ОР) из декоративных растений, требующих минимума затрат и ухода?»
Таким образом, мало кто знает, что фантастический полет на Марс гениальный Сергей Павлович Королев задумал еще в конце 20-х, работал над проектом всю свою жизнь, создав ракету, готовую отправиться на красную планету… По его замыслу к середине 70-х советские космонавты должны были ступить на поверхность Красной планеты. Почему ракета была построена, а полет не состоялся? Почему так и не осуществилась мечта Сергея Павловича Королева? Почему сегодня звучит сенсационное заявление: «К 2030 году мы будем на Марсе?»… Об этом и многом другом Вы сможете узнать, просмотрев документальный фильм «ПЕРВЫЕ НА МАРСЕ. Мечта Сергея Королева». Приятного просмотра!
Источники и литература:
Бугров, В. Марсианский проект С.П. Королёва. — Москва : Фонд содействия авиации «Русские Витязи», 2007. — 200 с.
Первушин, А. «Вперёд — на Марс!» [Электронный ресурс]. — URL: https://warspot.ru/16315-vperyod-na-mars
Хлебцевич, Ю. В ракете — на Марс // Огонёк. — №19.